25 января 2011

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) подготовило предложения по разработке комплекса мер, обеспечивающих стимулирование использования биотоплива из низкокачественной древесины в России. Данная работа была проведена во исполнение решения заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ, которое прошло в декабре 2010 года. Исполнителем выступил научно-исследовательский институт лесного хозяйства из Санкт-Петерубрга. ИАА «ИНФОБИО» приводит текст предложений, предоставленный автором.

1. Предложения по разработке комплекса мер, обеспечивающих стимулирование использования биотоплива из низкокачественной древесины и древесных отходов в ЖКХ в регионах Российской Федерации, обладающих лесосырьевыми запасами и биотопливным потенциалом.

1.1. Главным стимулом, обеспечивающим использование древесного топлива (дров, щепы, древесных топливных гранул) в ЖКХ регионов РФ, является - создание условий увеличения потребительского спроса на древесное топливо, т.е. создание разветвлённой сети энергетических объектов (котельных и ТЭС), оснащёнными современным высокотехнологичным оборудованием.

Наиболее перспективным видом древесного топлива на среднесрочную перспективу (до 10 лет) для энергетических объектов ЖКХ является топливная щепа, произведённая из низкокачественной древесины (НКД) и древесных отходов.

Главным источником древесного сырья будут:
• рубки главного пользования,
• отходы механической переработки древесины,
• рубки ухода (при условии использования щепы от рубок на расстоянии до 50 км до потребителя).

Экономическое СТИМУЛИРОВАНИЕ в использовании древесного топлива заключается в экономической эффективности использования древесного топлива, в первую очередь щепы, при замещении в энергетических объектах ископаемых видов топлива (дизельное топливо, мазут, уголь), что является главным побудителем для потребителей древесного топлива – производителей энергии, т.е. создание предпочтения товару - древесному топливу.

При гарантированном спросе на древесное топливо на местном уровне для предприятий лесного комплекса возникнут следующие основные проблемы:
- потребность в инвестициях для организации заготовки древесного сырья для производства топлива,
- потребность в инвестициях для организации производства, хранения и транспорта топливной щепы,
Пути решения проблемы:
- использование механизмов финансирования внедрения биотоплива
(льготное кредитование и лизинг, освобождение (уменьшение) от налогов);
- создание специализированных предприятий по переработке НКД (стволовая древесина, отходы лесозаготовок и лесопереработки) древесина вторичного использования) по производству топливной щепы.

1.2. Необходимо принять соответствующее законодательство, добиться поддержки на государственном уровне и, главное, – понимания перспективности использования древесного топлива.

1.3. Использовать имеющуюся законодательную базу, в первую очередь Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для внедрения древесного топлива в топливно-энергетические балансы регионов.
Данный Закон предполагает выполнение следующих мероприятий:
Организационные мероприятия:
- создание и введение в действие системы нормативных документов, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование как потребителей, так и производителей оборудования и систем, использующих возобновляемые источники энергии и вторичные энергетические ресурсы;
- оказание государственной поддержки за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность и реализующим инвестиционные проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, связанные с возобновляемыми источниками энергии, в части компенсации процентной ставки по кредитам;
- создание кадастра возобновляемых энергетических ресурсов в сельском и лесном хозяйствах;
- энергетическое обследование зоны децентрализованного электроснабжения с целью определения конкретных мест для применения возобновляемых источников энергии;
- анализ существующих и перспективных проектов в области возобновляемых источников энергии с целью привлечения дополнительных инвестиций в рамках Киотского протокола с разработкой паспортов по выявленным проектам, соответствующим требованиям механизма совместного осуществления;
- разработка программы по развитию возобновляемых источников энергии;
- разработка технико-экономических обоснований по расширению использования возобновляемых источников энергии с целью привлечения внебюджетных источников;
- создание регионального фонда энергосбережения и внедрения возобновляемых источников энергии;
- мониторинг мероприятий по увеличению производства электрической энергии с применением установок по использованию энергии ветра и солнца и их комбинаций, содействие строительству малых гидроэлектростанций, а также геотермальных источников энергии в местах возможного их использования;
- мониторинг мероприятий по использованию биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии.
Технические мероприятия:
- создание демонстрационных зон высокой энергетической эффективности на базе возобновляемых источников энергии;
- использование возобновляемых источников низкопотенциального тепла в системах теплоснабжения, а также для холодоснабжения, для автономного теплоснабжения в населенных пунктах;
- создание многофункциональных энерготехнологических комплексов в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве, ориентированных на комплексное использование топливно-энергетических, а также возобновляемых источников энергии;
- строительство когенерационных установок на основе возобновляемых источников энергии и альтернативных видах топлива;
- расширение использования биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии;
- использование биомассы, отходов лесопромышленного и агропромышленного комплексов, бытовых отходов, шахтного метана, биогаза для производства электрической и тепловой энергии;
- создание пилотной установки для получения и сжигания пеллет из древесных отходов;
- строительство цеха по переработке отходов деревообработки в топливные гранулы;
- создание установок, работающих на древесных отходах и торфе, для выработки тепло- и электроэнергии в районах децентрализованного электроснабжения;
- применение отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности в качестве возобновляемых источников энергии;
- перевод котельных на природный газ и биотопливо;
1.4. Создать федеральную и региональную нормативно-правовую базу, способствующую широкой разработке, производству и использованию биотоплива, в т.ч. древесного топлива.

1.5. Разработать Концепцию Федеральной Программы и региональные целевые программы использования древесного топлива.

1.6. Создать структуры, которые системно занимаются вопросами использования древесного топлива в регионах РФ. Это могут быть лаборатории, инновационные центры, научно-информационные центры и технопарки.

1.7. Предлагается создать первый биоэнергетический технопарк в пос. Лисино-Корпус, Ленинградской области, учитывая, что:
- созданы и устойчиво работают учебные производственные объекты биоэнергетики (пункт производства топливной щепы, котельные на древесном топливе);
- работают образовательные учреждения СПО (Лисинский лесной колледж) и ВПО (СПб ЛТА);
- значительный опыт в проведении научных проектов и распространении информационных материалов и учебных пособийЖ
- является местом проведения регулярных международных выставок «Интерлес».

1.8. Рассмотреть меры поддержки заготовки и переработки на щепу дровяной древесины в молодых насаждениях.

Так в Финляндии государство субсидирует производство древесного топлива при вырубке древесины (3,5 евро/МВтч или 7 евро на пл.м3.) и производстве щепы из молодого леса (2 евро/МВтч или 4 евро на пл.м3). Всего 5,5 млн. евро было потрачено в 2006 году в качестве финансовой поддержки заготовки и переработки топливной древесины, что превышает уровень поддержки в предыдущем году чуть более на 8%.
Хорошо нацеленная поддержка дала существенный результат: в течение последних лет число сжигающих щепу котлов увеличилось с 300 до 400. Только в 2004 г. сбор и использование щепы увеличились до 600 тыс. м3. Правительство в течение многих лет активно поддерживало работу по изучению и развитию возобновляемой энергии, особенно в сфере использования биомассы. Например, в 2004 г. государство субсидировало в энергетический сектор 33,5 млн. евро, включая 17,6 млн. евро субсидий на использование древесины: 3,4 млн. евро на производство древесного топлива и 14,2 млн. евро на выработку энергии из древесины.

2. Предложения по организации опытно-промышленного производства высококачественных энергоносителей и моторного топлива из низкокачественной древесины и древесных отходов.

К высококачественным энергоносителям из древесины можно отнести древесные топливные гранулы и брикеты.
В настоящее время в России запущены более 100 таких предприятий. Моторные топлива из древесины практически не выпускаются.
Поставленную задачу можно реализовать в рамках создания Технопарков и реализации Программ использования древесного топлива.

3. Предложения по разработке программ оптимизации региональной энергетической политики с целью сокращения потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и увеличения объёма использования биотоплива на базе древесного сырья для нужд ЖКХ.

Предложения по данному разделу были выполнены в рамках отчёта о НИР по теме «Научное исследование и повышение энергоэффективности и энергосбережения в субъектах РФ за счёт интенсификации ведения лесного хозяйства и использования древесной биомассы», выполненном СПб НИИЛХ в 2010 г., руководитель проекта В.С. Холодков.
Данная работа имеет существенное значение для реализации региональной энергетической политики, координация деятельности органов власти субъектов Российской Федерации в рамках федеральных округов, включая уточнение прогнозов территориальной динамики производства и потребления энергоресурсов, согласование мероприятий региональных энергетических и федеральных целевых программ.
Рекомендации проекта, позволяют сделать выводы о максимально возможном, экономически эффективном использовании в регионах местных источников топливно-энергетических ресурсов в виде древесного топлива, выполненные по всем регионам РФ.
Использовать данные проекта для:
- разработки и реализации региональных энергетических программ (в том числе программ топливо- и энергообеспечения и энергосбережения регионов);
- проведения активной энергосберегающей политики;
- организации и регулирования теплоснабжения, модернизации и рационализации теплового хозяйства и теплоснабжения потребителей жилищно-коммунального комплекса.

 

Автор: 
Д.п. ведущий научный сотрудник СПбНИИЛХ, к.с.-х.н. Владимир Холодков