27 мая 2012, 10:58

24 мая в Санкт-Петербурге прошла международная конференция «Энергия из биомассы: котельные и ТЭЦ на биотопливе, производство пеллет, брикетов, биогаза в России и мире». На конференцию приехали специалисты из разных уголков России и Европы.

Косолапова Екатерина, заместитель генерального директора НП "Центр инноваций"Открыл конференцию доклад Екатерины Косолаповой, заместителя генерального директора НП «Центр инноваций». Она рассказала о промышленно-аграрных региональный кластерах. Затем было выступление академика Веры Мясоедовой на тему эффективного использования биотоплива и добавок к нему.
Вторая сессия была посвящена вопросам биогаза. Участники конференции смогли пообщаться с людьми, которые поставили первую промышленную биогазовую станцию в России в Белгородской области. Об этом рассказал Алексей Орехов из «Регионального центра биотехнологий». Биогазовая станция построена на отходах животноводства и сегодня поставляет энергию как для собственных нужд агрофирмы, так и в общую сеть региона.

международная конференция «Энергия из биомассы: котельные и ТЭЦ на биотопливе, производство пеллет, брикетов, биогаза в России и мире» 

Торрефикация
Одним из самых ярких выступлений конференции, которое вызвало много вопросов и большую дискуссию, стал доклад Юрия Юдкевича из «Лонас-технологий» на тему торрефикации биотоплива. В России пока не производится оборудование для торрефикации биотоплива, хотя на Западе уже есть и оборудование и работающие заводы. Зато именно в нашей стране пока еще работают самые лучшие специалисты в области углежжения и торрефикации. Однако в Европе и Америке вкладывают в исследования темы углежжения и торрефикации большие деньги, а у нас пока не инвестируют в новые разработки, указывая на Запад: «там ведь уже есть, вот и берите оттуда». А нужно ли это России, когда мы могли бы сделать более эффективное оборудование, чем западное? Это вопрос, которые уже не обсуждался в рамках биотопливной конференции.

 

Пеллетные заводы-монстры
Сергей Полищук, генеральный директор Холдинга  "Русские Лесные Пеллеты"Большая дискуссия развернулась и вокруг выступления Сергея Полищука, генерального директора холдинга «Русские лесные пеллеты» (РЛП). Компания строит большой пеллетный завод в Новгородской области, а также намерена создать сеть подобных заводов общей мощностью 3 млн тонн топливных гранул в год по всей России. Концепция холдинга схожа с той моделью, по которой сегодня работает завод-«миллионник» в пос. Советский (Ленинградская область) – «ВЛК» (бывшая «Выборгская целлюлоза»). Предприятия «РЛП» из Новгородской области будут так же, как и «ВЛК» использовать круглый лес для изготовления биотоплива. Деловую древесину (балансы, пиловочник, фанкряж) они намерены обменивать с соседними лесопильными, фанерными и даже спичечными заводами. Что касается «Выборгской целлюлозы», то они уже сегодня успешно занимаются бартером с крупными ЦБК и лесопильными заводами из близлежащих районов Ленинградской области. «За одно бревно качества «пиловочник» нам дают 4 бревна качества «дрова», - сообщил в беседе с корреспондентом «ИНФОБИО» Арнольд Дейл из компании «Экман», представляющей интересы «ВЛК», - как видите, это выгодный бизнес. У нас не будет недостатка с сырьем». Однако Сергей Полищук из «РЛП» выразил сомнение, что в поселок Советский можно поставлять ежегодно 3 млн м3 древесины. «Я не уверен, что даже по воде «ВЛК» сможет поставить к себе нужный объем древесины для производства 1 млн тонн пеллет в год. Пока там производят в пять раз меньше. Вместе с тем я не сомневаюсь, что неликвидной древесины в России достаточно для производства как и 1 млн тонн пеллет в год, так и намного большего количества. Концепция нашего завода немного отличается от того, что делается в пос. Советском. Мы считаем, что надо построить 10 заводов мощностью 70 000 – 80 000 тонн гранул в год в разных частях России, т.е. для нас важна близость к сырьевой базе», - заключил генеральный директор «РЛП».
Что касается производства пеллет на базе отходов лесопиления, то тут специалисты опасаются кризисов в данной промышленности. «Сейчас остановилось много небольших пеллетных заводов, которые использовали отходы лесопиления, им даже за это деньги платили предприятия, как за утилизацию, - сказал Сергей Полищук. – Но грянул кризис в строительной индустрии в Америке, стали меньше делать мебели, стало требоваться меньше пиломатериалов, лесопилки остановились…Мы считаем, что производство пеллет не должно от этого зависеть – ведь это уже не лесопромышленный комплекс, а скорее энергетическая сфера. Можем ли мы остаться без тепла и света, если в США уменьшаются темпы строительства домов? Нет, конечно»!

 

Сжигание биотоплива
Кроме дискуссии о производстве пеллет на конференции активно обсуждались вопросы брикетирования, сжигания биомассы. Среди докладчиков были специалисты компании «Комфортс», эксперты «Завод эко-технологий», представляющий немецкую компанию RUF, Антон Овсянко из «Портал-Инжиниринг». Ренс Харкамп из компании World Wide Recycling (Нидерланды) объявил о том, что его фирма закупает пеллеты в большом количестве для своих электростанций. Кроме голландцев в конференции участвовали представители Финляндии. Лауреат Нобелевской премии Тимо Карьялайнен из Metla и его коллега Юрий Герасимов подробно рассказали о модели использования биотоплива в стране Суоми. «Мы не сжигаем пеллеты, а применяем щепу напрямую, - пояснил Тимо Карьялайнен, - зачем тратить энергию на производство пеллет, а затем их тут же сжигать, когда можно сделать эффективное оборудование на щепе».
В России же щепа во многих регионах считается дефицитным товаром, поэтому даже в Архангельской области сейчас потихоньку переводят небольшие котельные на пеллеты. Сергей Быков из австрийской компании Polytechnik – производителя энергетического оборудования на биотопливе – заметил, что «Лесозавод 25», который пользуется австрийской техникой – сегодня активно работает с правительством региона и за свои деньги переводит котельные на пеллеты. Поставщиком пеллет выступает соответственно сам лесозавод - один из крупных производителей топливных гранул. Директор этой компании сообщил г-ну Быкову, что проблем со сбытом пеллет в Европу у них нет, но они намерены развивать внутренний рынок гранул в их регионе. Ольга Ракитова из НП «НБС» заметила, что цена на пеллеты внутри России может достигать 8000 рублей за тонну со склада предприятия. «И этой продукции не хватает в Московской области и ряде других центральных регионов страны, где уже установлено много домашних пеллетных котлов, а производителей биотоплива не так много, - говорит она.- Зачем производителям топливных пеллет с небольшой мощностью заниматься экспортом биотоплива, когда цена на гранулы в порту Санкт-Петербурга на условиях FOB колеблется в районе 100-120 евро за тонну (т.е. порядка 4000-5000 рублей за тонну), а внутри России с завода могут купить эту же гранулу за 6000-8000 рублей за тонну»!
Выступление компании Брукс – производителя различных типов оборудования и консалтинговой фирмы Poyry – также было интересно слушателям. А завершило мероприятие опять тема биогазовых станций и опыта их применения в России.
В целом конференция получилась насыщенной и интересной. Среди участников были специалисты как из Европы, так и из Южно-Сахалинска. Правда, американцы и канадцы не доехали до берегов Невы, зато другие регионы были широко представлены.
Организатором мероприятия выступало ИАА «ИНФОБИО», журнал «Международная Биоэнергетика» при поддержке ЗАО «Экспо-Форум» и НП «НБС».

 

 

Справка:
В мире насчитывается всего менее 10 компаний, которые занимаются производством оборудования для торрефикации биотоплива.
На сегодняшний день основные поставщики оборудования:
• Integro Earth Fuels (США). Компания поставляет оборудование мощностью до 4 тыс. тонн в месяц. Характерная теплота сгорания составляет 22,1-25,6 МДж/кг. В качестве сырья на пилотном заводе используется сосна.
• Thermya (Франция). Компания первой из европейских компаний представила в 2010 году процесс TORSPYD. Температура процесса составляет менее 240С. Характерная производственная мощность от 100 кг/час до 5000 кг/час.
• Agri-Tech Producers (США). Компания представила в 2010 году технологию торрефикации Torre-Tech 5.0 при температуре 300-400С и незначительном объеме кислорода. Мощность пилотной установки – 5 тонн/час.
• 4Energy Invest (Бельгия). Компания предложила технологию Torr-Coal мощностью до 4.5 тонн/час.
• Energy research Centre of Netherlands (Нидерланды). Центр на протяжении 30 лет разрабатывает технологию, которая первоначально предназначалась для металлургического производства. Технология называется BO2. Пилотный завод был построен в начале 2008 года, его мощность – 60 кг/час по сырью.
Как видно, ни одной российской компании здесь нет, хотя именно Россия является одной из первых стран, где активно развивалось производство древесного угля, связанного с торрефикацией.

 

 Презентации докладов конференции 24 мая ниже

Автор: 
Лариса Сергеева