14 января 2013

Порт Роттердам принял внушительную российскую делегацию, состоящую из производителей биотоплива и специалистов в области биоэнергетики. Это произошло в начале декабря 2012 года. Поддержку мероприятию, проводимому ИАА «ИНФОБИО» и Портом Роттердам оказало Генеральное Консульство Нидерландов в Санкт-Петербурге. Итогом посещения Голландии стало подписание договоров и новые деловые связи.

 

В Порту Роттердам прошла российско-голландская конференция по биотопливу. В мероприятии приняло участие 28 российских участников и 55 представителей энергетических и трейдинговых компаний Нидерландов. После конференции состоялся двухдневный тур на предприятия-производители биотоплива и энергетические концерны.

 

Конференция
10 декабря в течение 8 часов на берегу реки Маас в самом центре крупнейшего порта Европы российские производители биотоплива, эксперты и консультанты обсуждали с представителями нидерландских компаний возможности сотрудничества.
Несмотря на то, что со стороны Нидерландов был большой интерес к древесной биомассе, а также агро-биотопливу, россияне попытались доказать, что торф – это также возобновляемый источник энергии. Один из представителей российской делегации даже предложил составить письмо в Европейский Союз с целью поддержки развития торфяного дела.
Однако политика Европейского союза сегодня такова, что торф – не считается биотопливом. Только древесные гранулы, а также пеллеты из лузги, соломы, тростника и другой растительности могут претендовать на статус возобновляемых источников энергии. Именно за использование ВИЭ Евросоюз выдает дотации энергетическим концернам.

 

Субсидии

Вместе с тем с субсидиями в Нидерландах все не так просто. Правительство решило отказаться от субсидирования совместного сжигания угля и биомассы. На это энергетические концерны ответили, что будут опять 100% использовать уголь, который в два раза дешевле топливных гранул. Однако еще ничего не ясно: возможно, что власти продолжат субсидирование использования биотоплива по той или иной схеме.
Пока, как отметили некоторые участники поездки, наблюдается кризис. Александр Махонько, генеральный директор терминала «Фактор» в Порту Усть-Луга заметил, что «к сожалению, не так много гранул переваливается на тех терминалах, которые я посетил. Мои голландские коллеги рассказали, что практически у всех снизились объемы перевалки грузов, а это очень не хороший знак».
Порт Роттердама – крупнейший морской терминал Европы, территория порта - 45 км в длину, здесь переваливается основной поток топливных гранул из-за океана. Поступают сюда и российские пеллеты.

 

Кризис?
Кризис, который заметили портовики, к сожалению, сейчас наметился во всей Европе и негативно сказывается на биотопливной отрасли. ЕС не достигает тех целей по использованию пеллет, которые намечал несколько лет назад. При этом к зарубежным партнерам – в частности к россиянам – европейские потребители предъявляют очень высокие требования по качеству продукции.
У себя же на заводах они перерабатывают довольно низкосортное сырье – попросту древесный мусор. Пеллетный завод, который посетили российские участники – Energy Pellets Moerdijk BV изготавливает 100 тысяч тонн древесных гранул в год с зольностью 1,5 % из опилок и древесных отходов (паллет, старых досок и т.п.).
Из отходов получают щепу и смешивают ее с опилками, которые поступают с лесопильных компаний. Стоимость опилок на территории пеллетного завода, т.е. сырья для производства гранул – 80 евро за тонну! Эту цифру российские участники не сразу поняли и переспрашивали несколько раз. Ведь в России за такие деньги продают топливные гранулы на условиях FCA – порт.
Сырье для биотопливного производства собирается в радиусе 200 км, а загрузка готовой продукции происходит в 500 м от завода на собственной причальной стенке. Завод постоянно отправляет 3-х тысячные судна с пеллетами в разные страны Европы.


 Кроме пеллетного завода в Moerdijk, российская делегация посетила завод по производству жидкого вида топлива – Neste oil, электростанцию EN.O и производство торрефицированных гранул Topell.

 

Торрефикация
Торрефикация пока осталась для россиян большим вопросительным знаком. Производство данного вида биотоплива – очень энергоемкое, а получаемые гранулы всего на несколько Джоулей выше по калорийности, чем обычные. Кроме того, технология не настроена и не отработана. Говорить об использовании торрефицированных гранул, а тем более строить заводы, основанные на этой технологии, сегодня, мягко говоря, рано. Пока данная технология находится в стадии исследования и разработок.

 

BTL
Зато компания Neste Oil сообщила, что их продукт уже активно применяется в Финляндии и других странах Европы. Биодизель – BTL – по качественным характеристикам полностью совпадает с обычным дизелем и даже превосходит его.
У компании 4 завода – два находится в Финляндии, один в порту Роттердам и один в Сингапуре. Биодизель получают из растительного сырья с помощью бактерий. Полноценному внедрению этого биодизеля в транспортный сектор Европы мешают некоторые законодательные директивы ЕС. Так, в одной из них указано, что доля биотоплива не может быть более 10% в топливе. Однако, по мнению специалистов Neste Oil, это не должно касаться производимого ими топлива, т.к. оно не вредит двигателям и является безопасным заменителем обычного дизеля.

 

Переговоры
Переговоры о поставке топливных гранул на ТЭЦ в Нидерланды прошли на электростанции E.ON. Компания заявила, что готова работать напрямую с россиянами, которые смогут поставлять более 25 000 тонн пеллет в год.В целом российские участники узнали из поездки много нового. Марина Семенова из лесопромышленной компании «Союз» сказала: «По возвращении к себе мы хотим определиться, что же начать производить – пеллеты, брикеты или еще что-то. В целом мероприятия было очень полезным». Антон Овсянко из компании «Портал-Инжиниринг» заметил, что такие поездки очень нужны для понимания ситуации на рынке. «Я сам смог «потрогать руками» технологию торрефикации и наконец понять, что это очень важная и нужная технология, но сегодня она пока не отработана и требует дополнительных исследований».

 

Представители торфяных компаний, таких как Энбима, Биоэнерго, Шатураторф и др. смогли сориентироваться и понять, какую политику необходимо проводить для того, чтобы продать свою продукцию на европейский рынок. Генеральный директор ОАО «Шатураторф» Николай Губень сказал, что теперь они понимают, что можно сделать с пнями, которые выкорчевывают при торфоразработках. «Мы сделаем композитные пеллеты из торфа и древесины и пошлем их на анализ. Если продукция подойдет европейцам, то мы начнем с ними работать. Мы знаем, что финны потребляют пеллеты, сделанные из торфа с древесиной», - сказал он.
 
Представители Порта Роттердам отметили большой интерес с обеих сторон к сотрудничеству, однако также выявились и разные взгляды на одну и ту же проблему.
ИАА «ИНФОБИО» будет и в дальнейшем следить за развитием ситуации на рынке биотоплива и рассказывать о новых событиях.