09 ноября 2011

Немецкие эксперты исследовали выбросы парниковых газов для рапса и кукурузы в Украине. Как известно из Директивы 2009/28/ЕС (Директива о ВИЭ), только биотоплива, удовлетворяющие изложенным в ней критериям устойчивости, могут быть учтены для выполнения национальных целей и обязательств стран ЕС по использованию ВИЭ, а также претендовать на получение финансовой поддержки (статья 17, пункт 1). К сожалению, вышеперечисленное пока не имеет даже статуса законодательного предложения ни в одной из стран СНГ.

Неотъемлемой составляющей критерия устойчивости является соблюдение минимальных пороговых сокращений парниковых газов (ПГ) в сравнении с уровнем выбросов при использовании подлежащих замене ископаемых видов топлива.
В настоящее время этот порог установлен на уровне 35%, что уже привело к сокращениям либо технологическим изменениям в использовании некоторых видов биотоплива, таких как биодизель из сои и пальмового масла.
Однако производители семян рапса, являющегося наиболее актуальным экспортным биотопливным продуктом для ЕС из Украины, Молдовы, Беларуси и России, в настоящее время не имеют проблем со сбытом. Директива о ВИЭ (Приложение 5) указывает, что так называемое ««значение по умолчанию»» для производимого традиционным путем биодизеля из этой культуры составляет 38%, что позволяет беспрепятственно продолжать торговые отношения с ЕС в этой сфере в ближайшие годы.
Вместе с тем Евросоюз ставит цель улучшения экологии в целом и противодействие изменению климата - в частности. Для этого Директива о ВИЭ вводит ужесточение порогового сокращения выбросов ПГ до 50% с 2017 года и до 60% - в 2018. Опять же ЕС не был бы самим собой, если бы о таком важном изменении не предупредил заранее – с момента появления Директивы весной 2009 года.
К сожалению, на постсоветском пространстве самостоятельных действий в поддержку данного начинания ЕС не происходит, если сам Евросоюз не инициирует данную деятельность.
Одной из наиболее активных инициатив, действующих в Украине для информирования рынка об актуальных требованиях ЕС по транспортному биотопливу, являются совместные усилия Немецко-украинского аграрного диалога (НУАД) и Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК). Так, еще летом 2010 года был издан информационный бюллетень «Требования устойчивости к биотопливу в ЕС: последствия для производителей сырья в Украине».
А недавно в рамках той же инициативы немецкое общество GIZ распространило информацию о результатах пилотных расчетов выбросов ПГ для семян рапса и кукурузы. Обе культуры были выбраны не случайно, а благодаря своей популярности в АПК Украины и значительному потенциалу для экспорта в ЕС в качестве сырья для производства биодизеля и биоэтанола.
По информации немецких экспертов из GIZ: «Впервые были произведены расчеты выбросов ПГ на основании реальных данных фермерских хозяйств в отношении производства кукурузы и рапса в Украине. Результаты демонстрируют четкие сигналы: если украинские производители и в дальнейшем хотят иметь доступ на европейский рынок биотоплива, они должны снижать свои выбросы ПГ. Этот вывод особенно актуален для производства семян рапса».
Ценность данного исследования заключается еще и в том, что, если в отношении рапса можно пользоваться указанными в Директиве о ВИЭ «значениями по умолчанию», то для кукурузы Директива приводит только значения для ситуации, когда она выращивается внутри самой ЕС. Таким образом, либо необходимо официальное сотрудничество с третьей страной (в данном случае – Украиной) для появления и признания «значений по умолчанию» и/или «типовых значений» (Директива о ВИЭ предписывает проведение подобного рода обновлений данных таблиц значений начиная с 2012 года и затем каждые два года), либо производителям и трейдерам следует рассчитывать «реальные значения». Последнее и было осуществлено GIZ по данным нескольких агрофирм.
По семенам из рапса была получена следующая картина: «Пилотные расчеты свидетельствуют о том, что в настоящее время выбросы при производстве рапса в Украине вероятно очень высокие для выполнения целей по снижению выбросов ПГ. В лучшем случае, производители достигнут сокращения выбросов на 37%, а в худшем – лишь на 19%... На стадии производства сырья наибольшими источниками выбросов являются использование машин (потребление дизеля), применение удобрений (главным образом, азотосодержащих) и пестицидов».
Таким образом, для поставок украинского рапса в ЕС до 2017 года целесообразнее использовать предоставленное Директивой «значение по умолчанию». Но с 2017 года желающим продолжать поставлять рапс для биотоплива придется делать реальные расчеты, поскольку «значение по умолчанию» оказывается ниже пороговых 50%.
Результаты исследования по кукурузе выглядит гораздо оптимистичнее.
«Пилотные результаты свидетельствуют о том, что нынешние выбросы ПГ при производстве кукурузы обеспечат достижение цели по сокращению выбросов и на 35, и на 50%.Однако, достаточно проблематичным является достижение цели сокращения выбросов на 60%. В лучшем случае будет получено сокращение выбросов на 58%, в худшем – на 47%...»
На стадии производства сырья наибольшими источниками выбросов являются те же факторы, что и по рапсу.
Как видно из исследования, у трейдеров и сельхозпроизводителей, а также части украинского правительства и депутатского корпуса, ответственных за развитие АПК, еще есть время, чтобы должным образом оценить ситуацию и предпринять планомерные действия для того, чтобы 2017-й и следующим за ним год не застали никого врасплох. Тем более, что рапс еще два года назад достиг уровня 5% совокупного экспорта всей украинской продукции растительного и животного происхождения в ЕС.
Практических выводов в такой ситуации может быть сделано много.
Приведу навскидку некоторые из них:
1. Необходимо внедрение современного управления на предприятиях АПК, чтобы оптимизировать процессы и добиться существенного сокращения выбросов. По структуре выбросов, предоставленной в исследовании, очевидна необходимость сократить транспортные выбросы, а также выбросы, связанные с применением минеральных азотных удобрений. Последние вообще дают двойную дозу ПГ, поскольку, согласно методологии расчетов в Директиве о ВИЭ, они приводят не только к N2O-выбросам в полях, обладающих высоким парниковым эффектом, но и к сравнимому эквиваленту выбросов ПГ при производстве этих удобрений, при котором, напомним, природный газ расходуется и как энергоресурс, и как сырье.
2. Представляется целесообразным налаживать более тесное взаимодействие с переработчиками семян в ЕС, поскольку даже на момент появления Директивы существовало расхождение на стадии переработки в 6г СО2-эквивалента на МДж энергии биотоплива, что составляет 7% сокращений. Более тесное сотрудничество по обе стороны придаст уверенность в будущем для всех, кто задействован в данной бизнес-цепи.
3. Необходимо также учесть альтернативные возможности замены рапса какими-либо иными энергетическими культурами. Здесь потребуется активное взаимодействие с отечественными и европейскими научными центрами. Времени на этот шаг осталось не так много, но пока есть. Этот шаг могло бы поддержать и государство, поскольку это реальная возможность вывести нашу прикладную науку из застоя.
Поскольку речь зашла о науке, то, для придания оттенка академичности данной статье укажу, что за рамками указанного исследования оказалась такая часть, как транспортные расходы на доставку сырья к месту переработки в ЕС. Это объясняется, по-видимому, тем, что в Директиве о ВИЭ данные транспортные выбросы включены в отдельный раздел и включают также доставку конечному потребителю.
Хотя данная статья посвящена конкретному исследованию, проведенному в Украине, однако выводы в значительной степени применимы и к другим странам со схожей ситуацией в АПК.

Продолжение освещения темы биотоплива в Украине читайте в журнале "Международная Биоэнергетика" 4-2011 г, который выходит в декабре

 

 

Автор: 
Алексей Стояновский, эксперт журнала "МБ" в Украине