11 мая 2022, 08:50

Весной 2022 года Великобритания запретила импорт пеллет из России, затем пятый пакет антироссийских санкций Евросоюза усугубил ситуацию для отечественных экспортеров пеллет. Этот документ запретил российским фурам перевозить грузы по территории европейских стран, а морским судам из Российской Федерации – заходить в европейские порты. В связи с этим остро встал вопрос создания внутрироссийского спроса на пеллеты и брикеты.

Помочь в увеличении потребления биотоплива в России может уже давно существующий нормативно-правовой акт – это Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с ним тарифные службы (комитеты) субъектов федерации устанавливают предельные максимальные розничные цены на топливо твердое, реализуемое гражданам. Разница между реальной рыночной ценой топлива и предельной утвержденной регионом, компенсируется поставщику из бюджета.
Этим инструментом пользуются все регионы России даже Москва, Московская и Ленинградская области, только все они в качестве твердого печного топлива утверждают лишь один-два вида: дрова (изредка горбыль) и уголь.
В кризисных условиях 2022 года региональные власти могут помочь своим производителям биотоплива и пополнить этот перечень древесными топливными брикетами и пеллетами, уже только это решение кратно увеличит спрос на облагороженное биотопливо в нашей стране. Но пока так поступила только Республика Коми – уже более 4 лет как пеллеты и брикеты включены здесь в перечень субсидируемых при поставках населению. Наработанный здесь опыт показывает, что население отказывается от дров в пользу брикетов, а уголь для отопления практически не используется.
Конечно, при включении дополнительных видов топлива в список, субсидируемых при поставках населению, у бюджетов регионов возникнут дополнительные расходы. Однако этот процесс необходимо начинать и без инициативы самих производителей биотоплива не обойтись, они должны обращаться в свои региональные правительства с просьбой расширить список субсидируемого твердого топлива. Иначе получается, что поставщик угля имеет конкурентное преимущество по сравнению с поставщиком пеллет или брикетов.

Подробнее о ситуации на рынке древесных топливных гранул читайте в весеннем номере журнала "Международная Биоэнергетика" 1-2022

Автор: 
Андрей Кривошеин