29 октября 2021, 12:51

В течение последних 20 лет производство твердых видов биотоплива (пеллет, брикетов) развивалось довольно успешно. Несмотря на все финансовые и иные кризисы предприятия пеллетной и брикетной отрасли всегда могли найти способы выжить. Экспорт данной продукции в Европу и Азию рос буквально на глазах. Однако в 2021 году начались гонения на данную сферу.

перевалка пеллет в порту
Вначале в Красноярском крае было проведено «исследование», где экологически чистое древесное топливо сжигали на старых угольных котельных. В результаты в воздухе были зафиксированы нехарактерные для биотоплива примеси. На уровне региона это «раскрутили» так, что пеллеты были отнесены чуть ли не продукции повышенной опасности. Производители гранул пожали плечами и перестали предлагать свою продукцию на внутренний рынок, сконцентрировавшись на экспорте. В 2020 год экспорт пеллет в Европу и Азию превысил 2 млн тонн. Европейцы, японцы, южнокорейцы и даже американцы считают биотопливо не просто экологически чистым продуктом, но и выдают субсидии для его внедрения в ТЭК как возобновляемого источника энергии.
Вместе с тем в России главенствует другое мнение. Буквально недавно в одном из средств массовой информации была опубликована разгромная статья о том, что замена нефти на биотопливо таит смертельную угрозу. Таких нападок российская биоэнергетика не знала с момента своего рождения! Притянутые за уши факты и непонятные аргументы шокировали всех специалистов. Профильные ассоциации выступили единым фронтом против наезда на хорошо развивающуюся промышленность.
Директор Союза участников пеллетного рынка Андрей Тихомиров заметил в беседе с ИАА «ИНФОБИО», что публикация в СМИ оскверняет деятельность по производству пеллет и брикетов и наносит существенный урон экономике не только отдельной сферы, но и страны в целом.
С 1 ноября закрывается экспорт пеллет и брикетов через ряд таможенных постов. До принятия данной меры биотопливная промышленность, которая почти 100% ориентирована на экспорт в Европу и Азию, испытывала затруднения с перевалкой гранул из-за ограниченного количества терминалов. Теперь их не только не увеличили, но просто запретили использовать даже те, которые были до этого. Существенно пострадали те производители, которые экспортировали через Выборгский порт, ряд сухопутных терминалов Северо-Запада.
До того, как были приняты законодательные меры по ограничению экспорта древесных гранул, поставщики пеллет сталкивались с проблемами удорожания портовых процедур из-за усложнения таможенного контроля. ИАА «ИНФОБИО» писало о проблеме с таможенным досмотром пеллет на ряде пропускных пунктов.
«Пеллеты - это низкомаржинальный товар со значительной логистической составляющей в себестоимости. Сам таможенный досмотр с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК), является бесплатной для экспортера процедурой. Но стоимость подачи контейнера в зону ИДК сопоставима с суммой маржи от поставки, - рассказывает Николай Бриккер, специалист по ВЭД, ООО Руфэко. - Кроме этого из-за ИДК срываются сроки доставки потребителям, что заставляет их отказываться от российского биотоплива и увеличивать закупки пеллет в странах с более дружественным отношением правительства к экспортерам».
Внутри России производимая биотопливная продукция – не востребована, а ее экспорт пытаются ограничить. При этом, что будет происходить с древесными отходами, ни один из чиновников не задумывается. Если раньше опилки, кору и другие остатки деревообработки складировали в карьеры или сжигали, нанося урон экологии, то теперь их перерабатывают в гранулы и брикеты. Но реализовать данную продукцию становится сложно. В России ее признают «грязной», а экспорт в те страны, в которых она востребована просто ограничивают, запрещая использовать перевалочные терминалы.

 

 

Справка
Как ранее писало ИАА «ИНФОБИО», Выборгская таможня информирует, что с 1 ноября 2021 года вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 1599 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 521", согласно которому уменьшается количество пропускных пунктов для экспорта биотоплива и древесной продукции.
В соответствии с данным постановлением морские пункты пропуска Брусничное (Сайменский канал), Выборг, Высоцк, а также автомобильный пункт пропуска Торфяновка исключены из перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товаров с кодами ТН ВЭД ТС 4401, 4403, 4404, 4406.
Напомним, что древесные топливные гранулы экспортируются по коду 4401.
Убытие данных товаров через указанные пункты пропуска с 1 ноября 2021 года будет прекращено.


Постановление Правительства РФ может нанести существенный вред развивающейся пеллетной отрасли России

 

Смотрите также по темам: