16 ноября 2020, 18:19

К такому выводу пришел Александр Махонько, соучредитель СУПР (Союз участников пеллетного рынка) на семинаре в порту Бронка в г. Санкт-Петербурге, который прошел на прошлой неделе.

Как сообщил ИАА «ИНФОБИО» Александр Махонько, технология перевалки древесных топливных гранул в биг-бэгах не очень дружественна к окружающей среде, т.к. в пеллеты при разрезании пакетов попадает пластик. Кроме того, сами пакеты необходимо утилизировать, а переработка пластиковой тары связана с большой экологической нагрузкой на экономику и природу.
В данный момент гранулы в биг-бэгах поступают в основном в порты Северо-Запада из Иркутской области. Пакеты объемом 1 тонна пеллет грузятся в крытые вагоны в центре Сибири и по железной дороге поступает в город на Неве. После доставки в Санкт-Петербург гранулы накапливаются в портах города на крытых складах. При погрузке на судно биг-бэги разрезаются специальным ножом и переваливаются навалом в трюм корабля. Европейские покупатели получают гранулы уже без пластиковых упаковок. Утилизацией пластика занимается российская сторона.
Из Красноярского края пеллеты приходят также по железной дороге, но в 20-ти футовых контейнерах по 19-20 тонн, грузятся в суда напрямую в контейнерах или навалом в трюм судка.
В Архангельске хранение гранул осуществляется в мягких контейнерах МК-1410 по 8-9 тонн. Биотопливо хранится на открытом воздухе и не портится в такой упаковке. Погрузка пеллет происходит на архангельских терминалах из мягких контейнеров напрямую в трюм судна, европейские покупатели получают груз навалом.
Иркутская область, Красноярский край и Архангельская область – лидеры по объемам производства и экспорта пеллет в России. Другие регионы также используют упомянутую выше упаковку в зависимости от требований покупателей и удобства для самих производителей.
Вместе с тем будущее в области транспортировки древесных гранул за вагонами-хоперами. Этот способ обеспечивает высокую сохранность груза и низкие затраты на его обработку. Однако пока пеллеты в подобном виде поступают в порты Северо-Запада очень редко. Здесь можно говорить об одном-двух случаях. Зерновая отрасль еще не готова отдать подобные составы под нужны пеллетной промышленности.
По мнению Александра Махонько, у каждой технологии хранения и транспортировки пеллет есть свои плюсы и минусы. Так про логистику в биг-бэгах можно сказать, что основным минусом после экологической составляющей является низкая интенсивность обработки пакетов. Кроме того, часто груз в крытом вагоне доезжает до порта в неудовлетворительном состоянии, гранулы просыпаются из упаковки. К преимуществам биг-бэгов можно отнести то, что затарка, загрузка и перевалка требует только средства механизации малой грузоподъемности, также этот вид упаковки удобен для отгрузки малыми партиями.
Перевозка пеллет в 20-ти футовом контейнере не нуждается в специальной технологии по затарке, позволяет транспортировать гранулы из любого порта, продукция внутри такой упаковки почти не повреждается.
Что касается портовых мощностей, то сегодня ограниченное количество терминалов готово предложить перевалку навалом с возможностью принять груз с любого типа транспортного средства и тары. Вместе с тем постоянный рост грузопотока пеллет ведет к интересу со стороны новых терминалов. Увеличиваются судовые партии пеллет. ИАА «ИНФОБИО» писало летом 2020 г. о первых отправках судов по 32-33 тонны пеллет. Этот объем сравним с тем, что доставляют американские суда из США и Канады в Европу.
Однако нельзя забывать и о текущем локальном кризисе на рынке пеллет из-за теплой зимы и откладывания ввода новых биотопливных мощностей в Европе. Это связано с пандемией.
Лидером по перевалке пеллет в 2019 г. в России был Морской порт Санкт-Петербурга, который за 9 месяцев 2020 г. уже перевалил 500 тыс тонн гранул, что на 50% больше, чем в 2019 г. (за весь 2019 г. этот терминал отгрузил 444 тыс тонн пеллет). На втором месте – терминал Фактор из порта Усть-Луга. Отсюда в 2019 г. было отправлено 360 тыс тонн пеллет. Из порта Архангельска европейские потребители получили 200 тыс тонн российских пеллет в прошлом году.
Кроме того, отгрузки гранул идут с терминалов КЦТЛ, Рыбный порт, Тетрамет, Моби Дик. На рынок пеллет выходят новые портовые игроки: Петролеспорт, Бронка, Ломоносов, новые терминалы из Усть-Луги, контейнерные терминалы и порт г. Выборга также заявляет о возобновлении отгрузки пеллет с его мощностей.