09 июля 2020, 18:25

728 тыс тонн древесных топливных гранул было произведено в России с января по май 2020 года. Об этом ИАА «ИНФОБИО» сообщили в Росстате. Относительно аналогичных показателей 2019 года прирост составил 12,3%. В России наращиваются объемы производства пеллет. При этом данный вид продукции почти полностью ориентирован на экспорт. В стране работает порядка 280 производителей гранул, 40 предприятий производят 80% от общего объема твердого биотоплива. Общая годовая мощность всех предприятий России - порядка 4-5 млн тонн пеллет в год, загруженность составляет около 40%. В 2019 году было выпущено 1,9 млн тонн пеллет.
90% выпускаемых гранул экспортируется в Европу, порядка 5% в Южную Корею и около 5% распространяется внутри страны.


Большая часть твердого биотоплива экспортируется в Евросоюз и Южную Корею морским путем. Основные порты, которые работают или работали с твердым биотопливом расположены в Санкт-Петербурге, Выборге, Усть-Луге, Архангельске, Калининграде и Ванино. На Азовском море был опыт отправки пеллет из Ейска. Выборгский порт приостановил работу с пеллетами в 2018 году после банкротства ООО «ВЛК», самого мощного пеллетного завода в России, расположенного в Выборгском районе Ленинградской области. В 2020 году порт Выборга намерен возобновить перевалку пеллет и ищет крупные компании-покупатели, которые готовы будут взять в аренду площади и терминалы. О работе с пеллетами задумаются и другие порты, такие как порт Приморск в Ленинградской области и ряд терминалов на юге России. Порт Ванино на Дальнем Востоке уже много лет ведет успешную перевалку гранул для южнокорейских покупателей. Появились пеллетные терминалы в Приморском крае в Советской Гавани и ряде других портов. Они ориентированы на экспорт с нового предприятия РФП-групп, которое начало выпуск пеллет 2019 году.
На сегодня самые крупные порты России, работающие с пеллетами: ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», «Лесной терминал Фактор» в порту Усть-Луга (Ленобласть) и терминалы Архангельской области.
ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга» отправил в 2019 году порядка 450 тыс тонн древесных топливных гранул. «Лесной терминал Фактор» в порту Усть-Луга перевалил 360 тыс тонн пеллет в прошлом году, различные терминалы Архангельской области отгрузили на экспорт 200 тыс тонн гранул. Самый крупный трейдер в России – CM Biomass Partners провел через себя около 1 млн тонн пеллет в 2019 году. Сейчас эта компания начала регулярные поставки гранул судами по 30-33 тыс тонн, что является новинкой для России.
Рост перевалки пеллет в центре Санкт-Петербурга – второго по величине и значению города России – объясняется тем, что Морской порт северной столицы отказывается от грязных грузов, такие как уголь и подобные минералы, замещая их чистыми продуктами. Во всем мире гранулированные древесные отходы считаются экологически чистой продукцией.
По мнению ряда экспертов, проблема российского морского экспорта пеллет состоит в том, что портовая индустрия очень монополизирована. Крупный трейдеры не позволяют одиночным компаниями «пробиться к терминалам». Кроме того, плохие погодные условия на Северо-Западе затрудняют безостановочную погрузку биотоплива в трюмы судов. Снег и дождь останавливают работу практически любом порту, где пеллеты из биг-бэгов и контейнеров переваливаются в трюм навалом под открытым воздухом.
Трейдеры собирают пеллеты от разных производителей и качество гранулы отличается. При этом в трюмах всё смешивается и затем сложно найти проблемного поставщика. Кроме того, зачастую в партии попадают фрагменты биг-бэгов, в которых пеллеты поступают с предприятий в порт. Это происходит из-за того, что пластиковую упаковку разрезают большим ножом и вываливают оттуда гранулы прямо на судно. Часть упаковки падает вместе с гранулами. Пеллеты привозятся на терминалы по железной дороге или автомобильным транспортом. Железная дорога зачастую перегружена, что также создает проблемы для продавцов и покупателей гранул, а автомобильный транспорт загрязняет выхлопными газами центр города, где расположен Морской терминал Санкт-Петербурга.
С другой стороны, несмотря на всемирный кризис промышленности из-за пандемии коронавируса, пеллетная отрасль России растет как некогда. Производство и экспорт увеличивается.

Смотрите также по темам: