20 августа 2013, 00:35

Топливные гранулы из лузги будут производиться как побочный продукт маслоэкстракционного завода – Сорочинский МЭЗ, входящего в состав группы «Нижегородский масложировой комбинат» (ГК «НМЖК»).

Мощности нового производства позволят перерабатывать 400 тысяч тонн семян подсолнечника, рапса и других масличных культур в год. Предприятие находится в центре зоны выращивания подсолнечника.
Инвестиции в проект составляют 2,8 млрд рублей, создается 250 новых рабочих мест. Завод будет полностью перерабатывать свои отходы – лузгу подсолнечника в топливные гранулы.
Однако у предприятия встает вопрос реализации этого побочного продукта. Еще год назад польские теплоэлектростанции стояли в очередь за подобным биотопливом. В конце 2012 г. – начале 2013 г. политика Польши в отношении сжигания агро-биомассы поменялась и польские компании стали отказываться от закупок пеллет из лузги. Больше всего страдают украинские производители агро-биотоплива, т.к. в этой стране традиционно развито сельское хозяйство. Там производятся не только гранулы из лузги, но и соломы.
Вместе с тем и российские маслоэкстракционные заводы, где налажен выпуск биотоплива, затронула внутренняя политика Польши. Россиянам, как и украинцам, стало некуда сбывать гранулы. Часть лузги заводы используют у себя в котельных для получения энергии, однако полностью утилизировать весь объем образующейся биомассы, предприятия не могут. Внутри России спрос на такой вид биотоплива не существует вообще. Если древесная гранула еще может заинтересовать владельцев частных домов и мини-котельных, то гранулу из лузги из-за ее высокой зольности и более низкой теплоты сгорания, никто не хочет покупать
Потребителями недревесных пеллет в течение последних нескольких лет было всего две страны: Великобритания и Польша. Именно оттуда шли запросы на покупку гранул в России и Украине. На электростанциях Польши и Великобритании пеллеты из лузги смешивались с другими видами топлива, что давало хороший эффект и позволяло сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Поляки при этом постоянно наращивали объемы закупок.
Однако в 2012 г. Великобритания внедряет новые нормативы использования биотоплива и правительство оставляет дотации только для тех электростанций, которые используют древесную биомассу, а не импортируемое сельскохозяйственное биотопливо. В Дании и до этого импорт агро-гранул был под запретом. Там много используют агро-биомассы, но только местного производства, а вот древесное биотопливо закупают за рубежом. При этом Дания является лидером по объемам закупок древесных пеллет в России.
В Польше же ситуация тоже изменилась в конце 2012 г., правительство стало меньше поддерживать использование биотоплива из-за общеевропейского кризиса.
В результате наши российские и украинские производители оказались «у разбитого корыта». Зависимость от экспорта и от единичных стран привела к тому, что склады предприятий переполнены, и они лихорадочно ищут новые рынки сбыта, а их попросту нет, т.к. все страны-любители биотоплива отдают предпочтение древесным пеллетам.
Какой может быть выход из ситуации? С нашей точки зрения, только внутреннее потребление может спасти производителей, а для этого необходимо активное участие правительства и государства в целом. Ведь в Европе, несмотря на проблемы, местных производителей биотоплива поддерживают, а у нас «надеются на Запад»…