24 августа 2011

Динамика оборота мирового углеродного рынка впечатляет своими темпами роста. За первый 2005 год рынок вырос на 104%, за второй на 64%, а с началом периода выполнения «киотских» обязательств в 2008 году - на 83%, в 2009 году на 68%! Россия же практически ничего не имеет на этом рынке.

Ряд аналитиков сходится на мысли, что наша страна не хочет активно принимать участие в «киотских» проектах, чтобы не разогреть интерес у российских предпринимателей и тем самым не создать лобби в поддержку продолжения климатического процесса. Ведь ведущие индустриальные державы мира не ратифицировали Киотский протокол (например США), а Канада, ратифицировав его просто не выполняет взятые на себя обязательства.

Российские власти, подписав данное соглашение, ждали одобрения на вступление в ВТО. Не получив желаемого, на верхнем политическом уровне, видимо, было принято решение «стопорить» работу в области продажи квот. Хорошо это или плохо? На сегодня Россия уже потеряла десятки миллионов евро, которые могла бы иметь от продажи сокращений выбросов и зачета стоков углерода. С другой стороны, если сегодня наши предприятия начнут активно работать в этом направлении, у них появится «вкус к еде» и они будут лоббировать продолжение и подписание следующего договора. России же это невыгодно – брать на себя обязательства по снижению выбросов СО2, хотя официально глава государства уже анонсировал объемы уменьшения загрязнения окружающей среды нашей промышленностью и транспортом. (комментарий – Ольга Ракитова. Далее статья А.Стеценко и Г.Сафонова).

Цена квот на выброс С02 на основной площадке мирового углеродного рынка - торговой системе ЕС существенно колебалась. К началу 2008 года цена тонны С02-эквивалента достигала 30 евро, затем с развитием глобального экономического кризиса она снизилась до 12-15 евро/т С02-экв.

По данным компании Point Carbon, суммарный оборот на мировом углеродном рынке в 2008 году превысил 122 млрд. долларов США, а в 2009 году достиг 136 млрд. долларов (94 млрд. евро). И это несмотря на стремительное ухудшение ситуации в экономике всех развитых и большинства развивающихся стран в результате общего экономического кризиса.

Существуют три основных механизма торговли «углеродными единицами»: межгосударственная торговля квотами, Проекты Совместного Осуществления (ПСО), Механизмы чистого развития (МЧР).

ПСО и МЧР развиваются в различных странах, однако в мире пока нет ни одного лесного проекта, где бы зачитывались стоки углерода (т.е. рост леса).

Вместе с тем леса чрезвычайно важны, как естественное депо для атмосферного углерода. Однако страны тропического пояса, предъявляя претензию развитым странам, резонно замечают, что процесс антропогенного влияния на климат за прошедшее столетие был в большей степени вызван промышленным развитием и эти страны, прошедшие этап промышленного развития и выбросившие большее количество парниковых газов, должны компенсировать нанесенный ущерб бедным странам. Развитые страны осознают ответственность и готовы вкладывать средства в проекты в бедных странах, но в такие проекты, которые бы способствовали предотвращению изменения климата. Тропические страны предложили выделять средства на защиту лесов тропического пояса от рубок и пожаров. На переговорах в Копенгагене в 2009г. были достигнуты предварительные договоренности, закрепленные в Канкуне в 2010г. Промышленно развитые страны готовы выделить до 30 млрд долл. на климатические проекты в бедных странах до 2012г. и увеличить эту сумму до 100 млрд. долл. к 2020г.

Надо признаться, что вклад бореальных лесов остается далеко недооцененным на международных климатических переговорах. Так, с начала действия Киосткого протокола 2008г., в бореальные климатические лесные проекты не направлены хоть сколько-нибудь сопоставимые средства, описанные в предыдущем абзаце. В то время как вклад в стабилизацию климата бореальных лесов не меньше тропических. Бореальные леса за счет длительного зимнего периода осуществляют накопление углерода, а тропические поддерживают баланс углерода, грубо говоря, сколько разлагается органического вещества столько и поглощается.

Сегодня роль северных лесов незаслуженно игнорируется. Страны Европы, Япония, не имея больших площадей для восстановления лесного покрова, делали упор на развитие и внедрение технологий, нацеленных на снижение выбросов парниковых газов, надеясь стать основными продавцами новых технологий. Конечно, есть страны ЕС, которые заинтересованы в посадках леса, к ним относятся Финляндия, Швеция, Австрия. Соединенные Штаты Америки, инициируя Киотский протокол, имели планы восстановления лесов на своей территории, но сменив политический курс и не подписав Киотского протокола, пошли по пути снятия ограничений на выбросы, дабы не ставить преград перед развитием своей промышленности. Размышляя о следующем глобальном климатическом соглашении, можно предположить, что проблемы с увеличением лесистости в Штатах за прошедшее десятилетие остались нерешенными и, возможно, за счет углеродного рынка они захотят увеличить лесопокрытую площадь. В таком случае, должны существовать в американском обществе силы, заинтересованный в повышении значимости бореальных лесов. Но в дискуссиях с американскими учеными выясняется, что в данный момент для них приоритетным остается сохранение существующих лесов. Это объясняется, экономическими аргументами: посадка новых лесов дороже мероприятий по его охране. Канада, страна с подобным нашему климату, заявила, что у них нет управляемых лесов, что означает, что Канада не засчитывает ни сток, ни выброс парниковых газов, связанный с лесными пожарами в рамках Киотского протокола. Объясняется это тем, что Канадские леса в значительной степени подвержены болезням леса, большие массивы съедены жучком. Канада стала активно перерабатывать древесину на пеллеты и продавать их в Европу. Переход с ископаемого на возобновляемое топливо всячески приветствуется существующим климатическим соглашением и считается, что при сжигании возобновляемых источников энергии выброс равен нулю, поскольку этот углерод задействован в быстром углеродном цикле (произросло, сгорело, снова произросло).

Наши ближайшие соседи, страны СНГ, заинтересованы во внедрении экономических механизмов, способствующих лесовосстановлению. Так, Казахстан и Белоруссия готовы воспользоваться экономическими механизмами, способствующими повышению лесистости своей территории. Тем более, что экономики наших стран подобны и адаптировать экономические механизмы будет достаточно просто.

В повышении лесистости, предотвращении эрозионных процессов заинтересованы и другие страны СНГ. Монголия разрабатывает программу «Зеленой стены Монголии», предназначенную для остановки расширения пустыни Гоби. Программа предполагает создание широкой лесополосы, распространяющейся на тысячи километров. В Монголии малая лесистость и остро стоит проблема с энергообеспечением населения. Резюмируя краткий международный обзор в области переговоров по климату и лесам, нашими потенциальными союзниками являются как ближайшие соседи – страны СНГ, некоторые страны Евросоюза и США. Возможно в дальнейшем к этому «бореальному» союзу захочет присоединиться и Канада. После нахождения союзников необходимо совместными усилиями обозначить важную роль бореальных лесов в стабилизации климата планеты и предложить ряд мер, направленных на стимулирование лесоохраны и лесопосадок в северных широтах за счет привлечения средств углеродного рынка в лесной сектор.

Андрей Стеценко, к.э.н.,
доцент МГУ им М.В. Ломоносова,
 президент Центра экологических инноваций.
Георгий Сафонов, к.э.н.,
Директор Центра экономики окружающей
среды и природных ресурсов НИУ-ВШ
 
Полную статью читайте в номере 4-2011 журнала «Международная Биоэнергетика», который выйдет в декабре
 

 

Автор: 
Андрей Стеценко, Георгий Сафонов